Город, вдохновляющий на Победу

 

 

В самом начале войны, для военных самолётов, был построен   аэродром  в Адлере.

(Фотография Адлерского Аэродрома сделанная с борта немецкого самолета в 1941 году).

1 сентября 1941 года аэродром принял боевой самолет ВВС Черноморского флота. Этот день и является днём рождения аэропорта Адлер.
На новом аэродроме разместились авиационные полки 5-й воздушной армии, которой командовал генерал-лейтенант авиации С. К. Горюнов, и ряд других частей ВВС Закавказского фронта.
Главное направление боевых действий — туапсинское

 

 

Фотография Адлерского Аэродрома сделанная с борта немецкого самолета в 1941 году.

 

 

 

В самом начале войны ,для военных самолётов, был построен   аэродром  в Адлере.
8 июля 1941 года председатель горсовета Алексей Фёдорович Белоус пригласил к себе ведущего сочинского инженера Шевкуненко Ивана Гавриловича, под руководством которого производилась в довоенное время реконструкция курорта Сочи — Мацеста, и поставил перед ним необычную задачу: возглавить строительство аэродрома в Адлере, к делу приступить завтра. Срок — два месяца.
Шевкуненко никогда еще не занимался таким сложным делом. Но приказ есть приказ.
Утро следующего дня он встретил на окраине Адлера, осматривая пригороды, сады, дикие заросли, небольшие болотца. С ним — главный инженер В. В. Греков, комиссар стройки М. И. Шулятьев, представитель аэродромного отдела ВВС Черноморского флота. А за ними — до семи тысяч сочинцев, в основном женщины и старики, с лопатами, кирками, тачками, носилками. Все увидели до сотни гектаров малопригодной для такой стройки местности. А тут еще жара. Машин не было никаких. Кое-как обеспечили людей водой, а с питанием устраивались кто как мог.
Но к работе приступили с большим энтузиазмом. Этому во многом способствовало выступление комиссара на митинге, посвященном началу стройки. Он рассказал о тяжёлом положении на фронте, о зверствах фашистов на оккупированных ими территориях.
Стройки такого размаха не знало до сих пор Черноморское побережье Кавказа. Не знало оно и такого энтузиазма, всеобщего порыва, самоотверженности людей.
Вместо двух месяцев стройка шла ровно 50 дней. Собственно, это была не стройка, а битва. Санитарки, медсестры, врачи-женщины, старики, натирая на руках мозоли, вгрызались в каменистый грунт, выкорчевывали пни, засыпали ямы, разравнивали бугры, прокладывали дренажи, с помощью труб уводили под землю воды реки Мзымта. Жара в то лето стояла неимоверная, многие очень тяжело переносили её, но никому и в голову не приходило прервать работы, окунуться в море. Душные ночи тоже не приносили облегчения.
Ночь пролетала быстро. Ни свет ни заря люди снова брались за свои инструменты. Все это делалось само собой, без каких-либо команд. Никого подгонять не требовалось. В короткие обеденные перерывы комиссар Шулятьев сообщал фронтовые новости. Они были малоутешительными. Люди становились более суровыми, глотали жидкие щи — и снова за работу. И так изо дня в день. Первый самолёт сел в Адлере 24 июля. Это был ПО-2, прилетевший из Краснодара (лётчик И.Н. Школьников). 1 сентября 1941 года аэродром принял уже боевой самолет ВВС Черноморского флота. Этот день и является днём рождения аэропорта Адлер.На новом аэродроме разместились авиационные полки 5-й воздушной армии, которой командовал генерал-лейтенант авиации С. К. Горюнов, и ряд других частей ВВС Закавказского фронта. Главное направление боевых действий — туапсинское